С сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые ставят перед участниками образовательных отношений задачу обеспечения формирования функциональной грамотности обучающихся.
Что же такое функциональная грамотность?
Это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающих овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию (п. 34.2 приказа Минпросвещения России от 31.05. 2021 №286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", п. 35.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования").
Иными словами функциональная грамотность показывает, как человек может использовать полученные в школе знания в реальной жизни, сможет ли он найти оптимальные способы решения проблемных ситуаций.
Задача функционирования у детей функциональной грамотности вызвала изменения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на экзаменах (ОГЭ, ЕГЭ). Конечно же, сами задания не поменялись, но изменилась формулировка вопросов, они стали не стандартными, жизненными.
С этой целью различные электронные порталы формируют и предлагают банки заданий для оценки функциональной грамотности для всех желающих (учителей, родителей, обучающихся), решив которые можно определить, насколько у человека сформировано умение использовать имеющийся запас знаний.
Можно бесплатно воспользоваться предлагаемыми заданиями
- на портале Российской электронной школы (РЭШ): https://fg.resh.edu.ru.
- на сайте Института стратегий развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ по 6 направлениям для обучающихся основной школы (5-9 классы).
Функциональная грамотность есть определённый уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений т.е её смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
На сайте ФГБНОУ "Институт стратегии развития образования российской Академии образования" представлен банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся на уровне основного общего образования по 6 направлениям:
- математическая грамотность
- естественнонаучная грамотность
- читательская грамотность
- финансовая грамотность
- глобальные компетенции
- креативное мышление
В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
ФГБНОУ "Институт стратегии развития образования российской Академии образования" Банк заданий
На сайте Федерального института оценки качества образования представлены открытые задания PISA
Федеральный институт оценки качества образования
На сайте ФГБНОУ "Федеральный институт педагогических измерений представлен открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности
ФГБНОУ "Федеральный институт педагогических измерений
Электронный банк заданий Российская электронная школа
Материалы Центра оценки качества образования ИСРО РАО
Банк заданий по функциональной грамотности издательства "Просвещение"
Банк заданий по функциональной грамотности Московского центра оценки качества образования